Консультации

Родителям будущих первоклассников.

   Ребёнок первый раз идёт в школу. Это важное событие не только в его жизни, но и в жизни его родителей, педагогов, школы. Как подготовить ребёнка к новой жизни, как организовать учёбу, чтобы она была в радость детям, и им хотелось бы каждое утро идти в школу…

   В соответствии со статьей 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года.

Какие документы необходимы при поступлении ребёнка в первый класс?

Для приёма детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:

  • заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;                   
  • медицинскую справку о состоянии здоровья ребёнка;
  • свидетельство о рождении ребёнка.

   Приём детей в учреждения общего среднего образования осуществляется без вступительных испытаний.

   Первые классы – это классы учреждения общего среднего образования. Для первых классов создаются все необходимые условия для организации образовательного процесса детей шестилетнего возраста, включая сон, питание, прогулку и т.д.

Чем отличается организация обучения детей в первых классах от других классов начальной школы?

   Продолжительность учебной недели – 5 дней. С целью обеспечения плавного перехода из дошкольного учреждения в школу, учебным планом в первом классе предусмотрено на протяжении сентября месяца проведение учебных занятий по программе «Введение в школьную жизнь». В течение этого периода не проводятся учебные занятия по математике, чтению, письму. Учитель проводит с детьми экскурсии, целевые прогулки, физкультурные занятия, развивающие игры, учит детей, как вести себя в коллективе, изучает готовность каждого к школьному обучению, оказывает помощь школьникам в усвоении правил и форм поведения во время учебных занятий, в умении понимать содержание задаваемых учителем вопросов, в организации своей деятельности. С октября месяца проводятся все учебные занятия по предметам учебного плана.

Для учащихся 1 класса предусмотрена щадящая организация образовательного процесса:

  • уроки проводятся только в первую смену;
  • для хранения верхней одежды и сменной обуви, как правило, выделяется специальное помещение;
  • каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения;
  • учебники и дидактические пособия рекомендуется хранить в школе;
  • наполняемость класса – не более 20 человек;
  • в середине третьей, самой продолжительной четверти организуются дополнительные каникулы в течение одной недели;
  • продолжительность учебного занятия – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минуты каждая;
  • продолжительность перемен между учебными занятиями не менее 10 минут, после второго или третьего учебного занятия проводится динамическая пауза (прогулка на свежем воздухе) продолжительностью не менее 30 минут.
  • домашние задания учащимся не задаются.

   В классе, где обучаются шестилетние дети, исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, солнышки, цветочки и т.д.). Допускается лишь словесная оценка. Кроме того, нельзя при неверном ответе ученика говорить: «не старался», «не думал», «неверно», лучше учителю в школе, а родителям дома обходиться репликами «давай послушаем других», «это твое мнение», «ты так думаешь» и т. д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).

   В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.

   Успехи шестилетнего ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней, а также, и это важнее всего, отношением родителей и учителя к новой деятельности в жизни ребёнка. Прежде всего важно, чтобы он пошел в школу физически развитым, здоровым.

Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

   Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он привыкает к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

   Наблюдения показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей привыкает в течение 2-3-х месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У таких детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, способность добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя. Другим детям требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У этих детей возникают трудности и в усвоении школьных программ. И, наконец, в каждом классе есть дети, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, мешают проводить учебные занятия и пр.

    Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Очень важны в это время внимание и поддержка со стороны родителей и учителей. Необходимо быть сдержанными, спокойными, поддерживать достоинства детей, радоваться их успехам, стараться помочь наладить отношения со сверстниками.

   Если учитель, родители не будут учитывать трудности адаптационного периода, это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья. Помните об этом!

свернуть

Адаптация воспитанников к детскому саду

Для ребенка началась новая жизнь – это новое окружение, новая обстановка, новые люди, одним словом адаптация.
развернуть

    Процесс привыкания к новым условиям, или адаптация, зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

    У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют.

   С целью более лёгкой и успешной адаптации детей к условиям детского сада в учреждении дошкольного образования для воспитанников 1 и 2 младших групп педагогом-психологом еженедельно проводятся адаптационные занятия на основе русской народной сказки «Теремок».

   В ходе занятий проходит знакомство малышей с детским садом, формируются положительные эмоции по отношению к детскому саду, воспитателю и детям, развивается навык общения друг с другом.

 Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу. 

 Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Так, существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют.

    Рекомендации для родителей

  1. Постарайтесь быть терпеливыми к себе и к своему ребёнку. Прислушивайтесь к советам и просьбам воспитателей.
  2. Обучайте ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки, одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок.
  3. Одежда в группе должна быть удобной (шорты, брючки без застёжек и лямочек, носочки хлопчатобумажные). Ребёнку проще будет самостоятельно одеваться.
  4. Уделяйте больше внимания своему ребенку: читайте сказки, стихи, потешки, пойте детские песенки, рисуйте, лепите. У ребёнка сформируется усидчивость.
  5. Расширяйте "социальный горизонт" ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу. Имея такой опыт, ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.
  6. Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите ребёнку, что вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Не скупитесь на похвалу, говорите малышу какой он молодец, хороший, смелый.
  7. В детский сад можно брать с собой любимую игрушку, книжку, ребёнку будет легче находиться в группе.
  8. Ребёнок должен приходить в детский сад здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины.

Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

  1. Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
  2. Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
  3. Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
  4. Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
  5. Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
  6. Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
  7. Приводить больного ребёнка в детский сад.
  8. «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.                           

свернуть

Вместо кисти – ладошка! Возможности пальчикового рисования.

Пальчиковое рисование — это увлекательный творческий процесс, который приносит огромную пользу детям.
развернуть

    Во-первых, это отличный способ развития мелкой моторики и воображения. Во-вторых, ребенок знакомится с цветами и их оттенками. В-третьих, это терапевтический процесс, с помощью которого можно стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

   Дети получают огромное удовольствие от художественного процесса и взаимодействия с новыми материалами: ставят кляксы, весело размазывают пятна по всем возможным поверхностям, рисуют линии. Скорее всего, в конце получится непонятная разноцветная масса, но у ребенка пока нет образного мышления, он просто наслаждается процессом.

У этого вида творчества есть много важных преимуществ:

  • сенсорное развитие;
  • активация всех органов чувств: зрения, слуха, обоняния, прикосновений;
  • укрепление мышц рук;
  • стимуляция воображения и творческих способностей;
  • нормализация настроения.

   Рисование пальчиками даёт ребенку много новых ощущений: густота краски, плотность и шершавость бумаги и др. Ребенок не просто рисует, а учится контролировать свое тело, координировать движения, развивает тактильную чувствительность.

   Данный вид творчества помогает детям побороть неуверенность в себе, справиться со страхами и чувством подавленности, напряжением. Дети очень чувствительные, поэтому их обязательно нужно научить правильно бороться с эмоциональным напряжением. Через цвет, оттенки, нажим и разные кляксы ребенок может выразить свое состояние.

   В пальчиковом рисовании используются детская фантазия, бумага и специальные краски. У них особая консистенция, которая не требует разбавления водой. Баночки должны плотно закрываться, чтобы краска не загустела слишком быстро. Цвета для первых художественных уроков лучше выбирать яркие, насыщенные.

Существуют разные техники и приемы пальчикового рисования:

Рисование кончиками пальцев.

   Таким способом можно поставить на листе точки разного размера, которые превращаются в гусеницу, виноград или рябину. Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы. Одними кончиками пальцев можно создать целый пейзаж.

Рисование ладошкой.

   Можно просто отпечатывать свою ладонь разными цветами на листе. А можно рисовать полноценные образы, для этого пальцы должны быть сомкнуты. Чтобы нарисовать бабочку, приложите разукрашенную ладошку к бумаге вертикально, рыбку — горизонтально, а осьминога — пальчиками вниз.

Рисование кулачком.

   Полураскрытый кулак дает возможность нарисовать бананы, холмы, радугу и другие изогнутые предметы. Сжатым кулачком со стороны большого пальца легко нарисовать красивые розы, улитку или морские ракушки.      

   Педагогом-психологом учреждения дошкольного образования Березнёвой Кариной Сергеевной, в рамках проведения индивидуальных занятий с воспитанниками, активно используется данный арт-терапевтический прием. В процессе рисования пальчиками дети снимают психоэмоциональное напряжение, положительно реагируют на результат, развивают усидчивость, произвольное внимание, восприятие, воображение и мелкую моторику.

   Фантазируйте, создавайте вместе с детьми настоящие шедевры! Это веселое и увлекательное занятие как для детей, так и для взрослых!

                       

свернуть

Сказка и её влияние на развитие ребёнка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
развернуть

                  

     Со сказки начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка пробуждает любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

    Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. Малыш переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.

     Педагогом-психологом учреждения дошкольного образования Березнёвой Кариной Сергеевной, с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения у детей, развития навыков взаимодействия детей друг с другом, психических процессов, с детьми раннего и младшего дошкольного возраста проводятся занятия с использованием метода сказкотерапии на основе русской народной сказки «Теремок». В ходе занятий активно используются потешки, четверостишия, психогимнастические упражнения, что вызывает положительный эмоциональный отклик со стороны детей.

    Также Карина Сергеевна применяет метод сказкотерапии в работе с воспитанниками средних групп («Самый большой друг» С. Прокофьевой, «Пузырь, соломинка и лапоть» А. Афанасьева и др.). Данный метод и используемые в процессе работы произведения играют большую роль в нормализации эмоционально-волевой сферы, формировании позитивных личностных качеств воспитанников, навыков адекватного взаимодействия детей друг с другом и с окружающим миром.

          Сказка способствует:

  •  нравственному воспитанию ребенка;
  •  становлению социальных и коммуникативных навыков;
  •  формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;
  •  развитию логического и образного мышления;
  •  познанию окружающего мира.

Таким образом, с целью формирования личности детей дошкольного возраста рекомендуется знакомить с такими произведениями народного творчества, как:

«Репка» К. Ушинского;

«Колобок» К. Ушинского;

«Курочка ряба» К. Ушинского;

«Козлята и волк» К. Ушинского;

«Теремок» М. Булатова;

«Гуси-лебеди» М. Булатова;

«Снегурочка и лиса» М. Булатова;

«Бычок – черный бочок, белые копытца» М. Булатова;

«Маша и медведь» М. Булатова;

«Волк и козлята» А. Толстого;

«Заюшкина избушка» О. Капицы;

«Кот, петух и лиса» М. Боголюбской;

«Лиса и заяц» обр. В. Даля;

«У страха глаза велики» обр. М. Серовой;

«Пра быка і яго сяброў»;

«Лёгкі хлеб»;

«Былінка і Верабей»;

«Піліпка-сынок»;

«Каза-манюка»;

«Пчала і Муха».

Дарите сказку своим детям, читайте им сказки, сочиняйте вместе, и вы приобретёте незабываемый опыт общения со своими детьми!

свернуть

Психологическая готовность к школьному обучению

Поступление в первый класс — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Изменяется привычный стереотип поведения, условия жизни и деятельно­сти ребёнка, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
развернуть

    Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

   Именно поэтому очень важен процесс адаптации ребёнка к  школьному обучению, к новым условиям жизни и деятельно­сти, к физическим и интеллектуальным нагрузкам. Процесс адаптации ребёнка идет через перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

   С целью формирования психологической готовности воспитанников старших групп к обучению в школе педагогом-психологом еженедельно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие познавательных процессов, формирование адекватного поведения, установление контактов со взрослыми и сверстниками, овладение навыками учебной деятельности, произвольность психических процессов и поведения, общительность, активность, эмоциональное самочувствие, что является важными факторами психологической адаптации ребёнка к школе.

   В ходе занятий дети проявляют любознательность, внимательность, с удовольствием общаются друг с другом при выполнении групповых упражнений, справляются с заданиями, которые каждое занятие им приносит новый сказочный персонаж.

  

      Готовность ребенка к обучению в школе стоит на трех очень важных составляющих:

  • Мотивационная готовность (хочет ли ребёнок учиться).
  • Эмоционально-волевая готовность (умеет ли ребёнок удерживать внимание, концентрировать его, может ли выслушать и понять суть задания и еще много чего совершенно необходимого во время уроков).
  • Интеллектуальная готовность (достаточно ли развит ребёнок интеллектуально, как у него работают основные мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнение).

Советы по развитию мотивационной готовности:

  • Рассказывайте детям о школе.
  • Поддерживайте будущего первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  • Очень важно прививать ребёнку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребёнка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
  • Не ругайте ребёнка за допущенные ошибки, а показывайте, как их исправить, чтобы улучшить результат.
  • Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Познакомьте ребёнка с режимом и распорядком дня первоклассника, строго придерживайтесь его.
  • А самое главное,не запугивайте ребёнка школой!  Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

Советы по развитию интеллектуальной готовности:

  • Развивайте память, внимание, речь через разучивание стихов, развивающие игры, книги-раскраски.
  • Формируйте логическое мышление – решайте простейшие логические задачи.
  • Учите ориентироваться во времени и пространстве (знание правил дорожного движения).
  • Повторяйте упражнения. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребёнку более легкий вариант. Не забывайте: развитие умственных способностей ребёнка определяется временем и практикой.
  • Поддерживайте интерес ребёнка ко всему новому, отвечайте на его вопросы, давайте новые сведения о знакомых предметах.
  • Дети дошкольного возраста плохо воспринимают повторяющиеся, монотонные задания. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
  • В занятиях с ребёнком нужна мера. Не заставляйте ребёнка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребёнка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребёнку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Советы по развитию волевой готовности:

  • Научите ребёнка ставить цель, планировать деятельность и правильно её выполнять.
  • Подбирайте занятия, поручения, труд по интересам, желаниям, умениям, возможностям ребёнка. Предъявляйте требования, адекватные его возможностям.
  • Поощряйте и подчеркнуто хвалите за все виды деятельности, требующие усилия воли.
  • Создавайте установки для проявления воли, настойчивости, чаще говорите ребёнку о том, что вы уверены в нём, знаете, что у него всё обязательно получится.
  • Учите ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
  • Используете игры со строгими правилами, так как соблюдение правил в игре способствует проявлению воли.
  • Разучите правила поведения учащихся.
  • Воспитывайте дисциплинированность.

 

ПОДДЕРЖИВАЙТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА, ВОСПИТЫВАЙТЕ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ: «У ТЕБЯ ВСЁ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛУЧИТСЯ!», УЧИТЕ ВЕРИТЬ В СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ.

свернуть
поделиться в: