Самообразование

   Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований.

В самообразовании можно выделить три этапа:

Ситуативное самообразование.  Усилия  педагога проявляются по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственное внешнее требование или воздействие.

Ситуативно-инициативное самообразование.  Инициатива исходит от педагога, но она не носит системный характер: прочитал в литературе, посмотрел открытый урок — это вызвало профессиональный интерес.

Инициативное самообразование педагога с высоким профессиональным мышлением: педагог обращает внимание на то, что его заинтересовало, ставит конкретные задачи, принимает решение о выборе пути деятельности, создает все условия, необходимые для достижения цели.

   Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

   Основными направлениями в системе самообразования педагогов учреждения дошкольного образования могут быть:

  • изучение учебной и научно-методической литературы;
  • ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • изучение новых педагогических технологий;
  • ознакомление с передовой практикой  учреждений дошкольного образования;
  • повышение общекультурного уровня педагога.

    Самообразование педагога учреждения дошкольного образования многогранно и многопланово. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога учреждения дошкольного образования.

Алгоритм работы педагогического работника над индивидуальной темой самообразования.

  1. Выбор индивидуальной темы работы по самообразованию:
  • ознакомление с нормативными правовыми документами;
  • ознакомление с литературой;
  • изучение эффективного педагогического опыта по выбранной теме.
  1. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
  • составление картотеки литературных источников;
  • выписки из литературных источников.
  1. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана:
  • формулирование цели и задач предстоящей работы;
  • выбор адекватных методов и средств деятельности;
  • разработка календарного плана индивидуальной работы.
  1. Непосредственно практическая работа над темой.
  2. Анализ и оценка результатов самообразования, формулирование выводов и предложений. Оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
поделиться в: