Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований.
В самообразовании можно выделить три этапа:
Ситуативное самообразование. Усилия педагога проявляются по мотивам ситуативного влияния в качестве ответной реакции на непосредственное внешнее требование или воздействие.
Ситуативно-инициативное самообразование. Инициатива исходит от педагога, но она не носит системный характер: прочитал в литературе, посмотрел открытый урок — это вызвало профессиональный интерес.
Инициативное самообразование педагога с высоким профессиональным мышлением: педагог обращает внимание на то, что его заинтересовало, ставит конкретные задачи, принимает решение о выборе пути деятельности, создает все условия, необходимые для достижения цели.
Для учреждения образования, которое работает в режиме развития, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.
Основными направлениями в системе самообразования педагогов учреждения дошкольного образования могут быть:
- изучение учебной и научно-методической литературы;
- ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- изучение новых педагогических технологий;
- ознакомление с передовой практикой учреждений дошкольного образования;
- повышение общекультурного уровня педагога.
Самообразование педагога учреждения дошкольного образования многогранно и многопланово. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога учреждения дошкольного образования.
Алгоритм работы педагогического работника над индивидуальной темой самообразования.
- Выбор индивидуальной темы работы по самообразованию:
- ознакомление с нормативными правовыми документами;
- ознакомление с литературой;
- изучение эффективного педагогического опыта по выбранной теме.
- Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- составление картотеки литературных источников;
- выписки из литературных источников.
- Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана:
- формулирование цели и задач предстоящей работы;
- выбор адекватных методов и средств деятельности;
- разработка календарного плана индивидуальной работы.
- Непосредственно практическая работа над темой.
- Анализ и оценка результатов самообразования, формулирование выводов и предложений. Оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.