Рекомендации по питанию
Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне учреждения дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью родителям систематически предоставляются сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в дошкольном учреждении, для чего проводится вывешивание ежедневного рациона питания (меню). При этом на ужин рекомендуют те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по продуктовому набору и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в учреждении образования.
Проводя с родителями беседы о детском питании, предупреждаем их о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.
Говоря об организации питания детей, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к детскому саду.
Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе.
Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуем приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал.
В первые дни пребывания в коллективе мы стараемся не менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, насильно его нельзя кормить. Это усиливает отрицательное отношение к коллективу.
Предлагаем вам некоторые рецепты блюд.
Алгоритм организации процесса кормления:
- Выделение постоянного места за столом: ребенку должно быть удобно сидеть, он должен свободно пользоваться посудой и столовыми приборами;
- Посуда, которой пользуется ребенок, должна быть удобной и устойчивой, соответствовать объемам порций;
- К началу кормления ребенок не должен быть раздраженным и утомленным;
- За 20-30 минут до еды ребенка надо вернуть с прогулки, отвлечь от игры, переключить его внимание на подготовку к принятию пищи – вымыть руки, помочь накрыть на стол, говорить о предстоящей трапезе, хорошем виде и вкусе пищи, в общем, создать определенный «настрой»;
- Пища, которая подается ребенку должна быть умеренно горячей, иметь привлекательны вид.
Введите дробный режим питания. Рекомендуется 4-5 приемов пищи в день небольшими порциями: 3 основных и 2 дополнительных. Ребенку, впрочем, как и взрослому, вредны калорийные и обильные приемы пищи, состоящие из нескольких полноценных блюд.
Еда должна выглядеть привлекательно. Экспериментируйте с оформлением и решением блюд, используйте яркие и полезные ингредиенты, привлекайте детей к участию в процессе приготовления еды.
Ешьте вместе с детьми. Лучший пример — ваш собственный. Зачастую мы похожи на своих родителей телосложением не потому, что у нас «такая конституция», а потому что нам с детства прививаются в семье определенные пищевые привычки. Если вы будете питаться правильной и полезной пищей, то, скорее всего, ваши дети «пойдут по вашим стопам».
Избегайте фаст-фуда. Как бы вам не хотелось, порой, в выходные или на отдыхе полакомиться гамбургерами или картошкой фри, постарайтесь не искушать ни себя, ни детей. В любом ресторане домашней кухни еда будет вкуснее, а детское меню сегодня присутствует в большинстве заведений.
Чего делать нельзя:
- Кормить насильственно;
- Кормить с развлечениями, уговорами, т.к. у ребенка возникает отрицательный рефлекс на любую еду, который подчас закрепляется на долгое время;
- Кормить раздраженного или утомленного ребенка, необходимо успокоить его, прежде чем посадить за стол;
- Избегать перед едой сильных впечатлений, играть в шумные игры, т.к. это может затормозить выработку пищеварительных соков и подавить пищевой рефлекс.
Необходимо помнить, что от того, как будет питаться ребенок, зависит его здоровье. Ведь правильное питание обеспечивает его:
гармоничное развитие,
высокий жизненный тонус,
хорошую сопротивляемость болезням.