Методический сундучок
«Брест – с него начинается Родина!». Интегрированное занятие по образовательным областям «Ребенок и общество», «Развитие речи и культура речевого общения» для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет)
Анастасия МАРКЕВИЧ,
воспитатель дошкольного образования,
первой квалификационной категории
ГУДО «Детский сад №82 г. Бреста»
«Брест – с него начинается Родина!»
Интегрированное занятие по образовательным областям «Ребенок и общество»,
«Развитие речи и культура речевого общения»
для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет)
Программные задачи: формировать представления об общественных учреждениях (магазин, школа, почтовое отделение), элементах улиц города, расположении домов на ней, людях разных профессий (почтальон, продавец) и людях, прославивших родной город; совершенствовать умения включать в повествовательные тексты элементы описания, соединять предложения в связный рассказ; развивать умения самостоятельно соблюдать и выполнять правила культурного поведения в общественных местах (не шуметь, не мусорить, выбрасывать мусор в специальные контейнеры или урны); воспитывать эмоционально позитивное отношение к родному дому, городу, месту, где родился и живут родные.
Материал и оборудование: плоскостная фигура «Буслик», игрушка микрофон; дидактические игры: «Покупки», «Сложи сумку почтальона»; макет «Телевизор» с фотографиями: «Брест. Аллея Дмитрия Гвишиани», «Брест просыпается», «Школа, где учился Дмитрий Гвишиани», «Многоэтажный дом»; магнитная доска; набор картинок (конверты, открытки, бандероль и др.) к сюжетно-ролевой игре «Почта», картинки с профессиями: врач, учитель, продавец и др.; макет микрорайона, наглядные схематические модели.
Предварительная работа: экскурсия на аллею Дмитрия Гвишиани; знакомство со зданиями: «Школа», «Почтовое отделение», «Магазин», «Многоэтажный дом»; загадки о профессиях; рассматривание альбома «Профессии»; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Почтовое отделение»; рассматривание фотоальбомов, плакатов, открыток с видами города; работа со сборником материалов «Дзіцячы атлас»; чтение художественной литературы, беседы: «Кто работает на почте?», «Для чего нужна почта?», «Какие овощи и фрукты можно вырастить в городе Бресте?», «О чём расскажут улицы нашего города?», «Что можно купить в овощном магазине?», «Кто помогает городу быть красивым и чистым?».
Ход занятия
Воспитатель дошкольного образования обращает внимание детей на макет «телевизора» с фотографией «Брест просыпается».
Воспитатель (В.).
С добрым утром! С новым днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречайте,
День хороший начинайте!
Наступило утро и в нашем городе. Как он называется? (Ответы детей.) Посмотрите на экран телевизора и опишите, какое утро в городе.
Словесная игра «Утро какое?»
В. Мы начнём новый день с Бусликом. (На демонстрационном столе появляется плоскостной силуэт Буслика)
Буслик (Б.). Доброе утро, дети! (Ответы детей.)
Игровое упражнение «Поздоровайся с Бусликом!»
На мультимедиа экране появляется слайд «Полёт аистов».
В. Ребята, Буслик приглашает нас на экскурсию по городу Бресту. Закройте глаза и представьте, что вы летите вместе с Бусликом над городом.
Посмотрите на экран телевизора (на экране фотография "Брест". Аллея Дмитрия Гвишиани.)
В. Это Аллея Дмитрия Гвишиани (показывает на экран.) Что вы знаете об этом человеке? (Ответы детей.) Почему аллея названа его именем? (Ответы детей.) (Появляется на макете телевизора фотография школы, где учился Дмитрий Гвишиани.)
В. Ребята, на что похоже это здание? (Ответы детей.)
В. Верно – это школа. Здесь учился Дмитрий Гвишиани. Вы тоже скоро пойдете учиться в школу. Маргарита уже посещает занятия в школе, расскажи, что ты знаешь о школе? (Рассказ ребёнка о школе из личного опыта с опорой на наглядную схематическую модель «Школа».)
В. Ребята, «пройдем» по аллее вперед. (На макете телевизора появляется фотография «Почтовое отделение».) Остановимся у здания ( показывает на экран.) Может, кто-то узнал это здание? (Ответы детей.) Верно – это почтовое отделение. Сколько этажей имеет здание почтового отделения? (Ответы детей.) Расскажите Буслику, что делают на почте? (Ответы детей.) Кто работает на почте? (Ответы детей.)
Дидактическое упражнение «Сложи сумку почтальона»
(Письма, бандероли, телеграммы, конверты, открытки и т.д.)
В. Представьте, что вы почтальоны и расскажите, что вы умеете делать? (Например, я почтальон, я умею сортировать письма.)
Словесная игра «Я почтальон, я умею ...»
(Дети передают конверт друг другу и заканчивают предложение).
Воспитатель приглашает детей подойти к макету микрорайона.
В. (Работа с макетом.) Это на макете аллея Дмитрия Гвишиани. Слева и справа аллеи расположены многоэтажные дома. В каких домах, ребята, живёте вы? (Ответы детей.) С кем вы живёте? (Ответы детей.) Как называют жителей города Бреста? (Ответы детей.)
В. Присядьте на стульчики. Послушайте, что расскажет Буслик о многоэтажном доме. (Рассказ о многоэтажном доме с опорой на наглядно-схематическую модель «Многоэтажный дом».) (Рассказ: это многоэтажный дом. В нем много этажей. Многоэтажный дом строят из кирпичей и бетонных плит. В многоэтажном доме живут брестчане.
Мне нравится жить в многоэтажном доме.) (Рассказ повторяют дети.)
В. Молодцы, Буслику очень понравились ваши рассказы.
В. Ребята, «постучим» в одну из квартир многоэтажного дома. Воспитатель обращает внимание, что из-под двери квартиры струится дым. На экране макета телевизора появляется картинка «Пожар в квартире».
Проблемно-игровая ситуация «Случился пожар».
В. Ребята, в квартире пожар. Что мы можем сделать? Как поступить? (Ответы детей.)
Игровое упражнение «Позвони! Вызови помощь.»
В. Молодцы, ребята, вы знаете по какому номеру телефона надо звонить при пожаре. Очень важно назвать правильный адрес, куда вызываем помощь.
Буслик приглашает нас пройти вперёд по аллее Дмитрия Гвишиани.
Физкультминутка.
Мы по Луцкой идем,
(Дети идут шагом.)
Звонко песни поем.
(Имитируют пение.)
И по Октябрьской Революции шагаем,
(Ходьба с вытянутым носком.)
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба, высоко поднимая ноги.)
По Волгоградской идем
(Дети идут шагом.)
И в ладоши громко бьем.
(Хлопают в ладоши.)
Шли мы, шли и к магазину пришли.
(Дети останавливаются, на экране макета телевизора появляется фотография магазина)
В. Ребята, расскажем Буслику, что можно купить в магазине?
Словесная игра «Что купить в магазине.»
(Дети по очереди в микрофон называют, что можно купить в магазине: молоко, хлеб, крупу, сахар, конфеты и т.д.)
В. Молодцы, теперь Буслик будет знать, что можно купить в магазине.
Воспитатель предлагает «заглянуть» в овощной отдел и «сделать» покупки. (На магнитной доске появляется игровое поле, где за геометрическими фигурами спрятаны овощи и фрукты.)
В. Ребята, купить можно только овощи и фрукты, которые выращивают в городе Бресте. Все продукты спрятаны за геометрическими фигурами, нужно угадать, какие овощи и фрукты спрятались, и «совершить» покупку? (Например, за зелёным кругом спрятались яблоко или капуста. Я покупаю яблоко.)
Дидактическая игра «Покупки»
В. Замечательно, ребята, вы правильно назвали овощи и фрукты, которые можно вырастить в нашем городе. Теперь и Буслик будет знать, какие овощи и фрукты выращивают в Бресте. Присядем на стульчики (Обращает внимание на осанку.)
Ребята, наш город Брест красивый и чистый. И, чтобы он всегда оставался таким, о нем нужно заботиться. О городе заботятся люди разных профессий. Расскажите, как они это делают.
Словесная игра «Расскажи»
На макете телевизора появляются картинки: врач лечит, дворник подметает улицы, продавец продаёт продукты, учитель учит детей и т. д.)
Что делает врач для нашего города? (лечит людей, чтобы они могли трудиться.)
Что делает продавец для нашего города? (Ответы детей.)
Дворник? (Ответы детей.) Учитель? (Ответы детей.)
В. Вы тоже должны заботиться о нашем городе. Я буду называть правила, если так можно делать, то мы будем хлопать, если нельзя – топать.
Дидактическое упражнение «Можно-нельзя.»
Можно сажать цветы на клумбах?
Можно бросать мусор на тротуар?
Можно любоваться памятниками и достопримечательностями?
Можно рисовать на стенах многоэтажных домов?
Можно любоваться многоэтажными домами?
Можно ходить по газону?
Можно ходить без мамы по улицам города?
Можно купаться в фонтанах?
Можно переходить улицу, держась за руку взрослого?
В. Молодцы, ребята! Вспомним, куда нас пригласил Буслик? (Ответы детей.) Какие здания вы видели на аллее? (Ответы детей.) Как называлась аллея, где мы гуляли? Где покупали продукты? (Ответы детей.) Как мы заботимся о чистоте Бреста? (Ответы детей.) Люди каких профессий заботятся о нашем городе? (Ответы детей.)
Ребята, Буслику понравилось с вами гулять, но ему пора возвращаться, да и нам нужно в детский сад. На память об экскурсии Буслик оставил вам медальоны с видами Бреста.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Давидович, А.Л. Дошкольникам о правилах безопасности: 4-5 лет: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.Л. Давидович, Н.В. Литвина, Е.И. Смолер. – Минск: Экоперспектива, 2017. – 31 с.: 37 л. ил.
2. Дзіцячы атлас: зборнік матэріалаў / аўтары тэкста, склад.: А.І.Кузаўка, А.А.Мартынюк (і інш.). – Брэст.: АТТ Брэсцкая друкарня. 2019. – 60 с.
3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № Об утверждении учебной программы дошкольного образования.
"Куфар рамёстваў". Занятак па адукацыйнай вобласці "Дзіця і грамадства" для выхаванцаў старшай групы (ад 5 да 7 гадоў)
КРЭНЬ ТАЦЦЯНА СТАНІСЛАВАЎНА,
выхавальнік дашкольнай адукацыі
першай кваліфікацыйнай катэгорыі
ДУДА «ДЗІЦЯЧЫ САД №82 г. БРЭСТА»
КУФАР РАМЁСТВАЎ
ЗАНЯТАК ПА АДУКАЦЫЙНАЙ ВОБЛАСЦІ «ДЗІЦЯ І ГРАМАДСТВА»
ДЛЯ ВЫХАВАНЦАЎ СТАРШАЙ ГРУПЫ (АД 5 ДА 7 ГАДОЎ)
Праграмныя задачы:
Фарміраваць уяўленні выхаванцаў аб прафесіі бондар, вырабах з драўляных клёпак ў мінулым і сучасным.
Развіваць цікавасць да беларускай культуры, да народных рамёстваў Брэста: саломапляценне, ткацтва, ганчарства, бондарства.
Замацоўваць уяўленні пра горад Брэст і яго каштоўнасці.
Выхоўваць любоў да роднага горада і гонар за землякоў, якія займаюцца народнымі рамёствамі.
Матэрыял і абсталяванне: Слайды: «Прагулкі па горадзе Брэсце», «Прадметы посуду і ёмістасці з драўляных клёпак», «Ліхтаршчыка, які запальвае ліхтары», куфар, саламяны капялюш, вырабы з саломы, ільну, гліны, аўдыязапісы беларускай народнай музыкі, інтэрактыўная гульня «Якога майстра вырабы?»
Папярэдняя праца: гутаркі на тэму: «Мой родны горад», «Любімае месца маёй сям’і», «Рамёствы», развучванне гульні «Капялюш», расказы «Дзе мы любім гуляць са сваёй сям’ёй», лепка вырабащ з глины, дыдактычная гульня «Апішы выраб», гульня-забава «Кірмаш».
Ход занятка
Выхавальнік дашкольнай адукацыі (В.). Дзеці, станем у кола і возьмемся за рукі. На што падобна кола? (Адказы дзяцей.)
В. Так, дзеці, кола – гэта сімвал сонца. Якія пачуцці ў вас выклікае сонца? (Адказы дзяцей.)
В. Сонца – гэта цеплыня, дабрыня, пяшчота. Вось так моцна, як мы з вамі зараз трымаемся, і сябраваць павінны ўсе людзі на зямлі. Яшчэ абавязкова трэба любіць сваю Радзіму, бо мы беларусы. Акрамя вялікай Радзімы ў кожнага з нас ёсць малая радзіма. Што мы называем малой радзімай? (Адказы дзяцей.)
В. Сёння з вамі і пагаворым пра нашу малую радзіму. Вы сказалі, што малая радзіма – гэта ваша сям’я. Дзе вы гуляеце і любіце бываць са сваёй сям’ёй, мы зараз і паглядзім. Калі ласка, сядайце на дыван і ўважліва паглядзіце на экран.
На экране – слайд з выявай «Прагулкі па горадзе Брэсце». Дзеці, гледячы на экран, складаюць і расказваюць невялікія расказы з уласнага вопыту «Дзе мы любім гуляць са сваёй сям’ёй». (З апорай на картку-схему.)
В. Цікавыя расказы мы зараз пачулі пра мясціны нашага горада, дзе вы гуляеце са сваімі татамі, мамамі, братамі, сястрычкамі. Паслухайце, што я вам раскажу пра цудоўную традыцыю на вуліцы Савецкай нашага горада.
На экране – слайд з выявай ліхтаршчыка, які запальвае ліхтары.
Кожны вечар ліхтаршчык бярэ сваю лесвіцу, падымаецца па ёй і запальвае ліхтары на галоўнай вуліцы горада Савецкай. Калі запальваецца апошні ліхтар, то ўсе вуліцы нашага Брэста напаўняюцца светам. Хто з вас бачыў, як ліхтаршчык запальвае ліхтары? (Адказы дзяцей.) Гэтую традыцыю любяць як жыхары Брэста, так і шматлікія госці горада.
Гімнастыка для вачэй
Закрываем мы вочы, вось такія цуды!
(Заплюшчваюць вочы.)
А зараз мы іх адкрыем,
(Адкрываюць вочы.)
Праз рэчку мост пабудуем.
(Вачамі «малююць» мост.)
Направа-налева павернём,
(Глядзяць направа-налева.)
Займацца ізноў пачнём.
(Лыпаюць вачамі.)
В. Дзеці, я люблю са сваёй сям’ёй бываць у выставачнай зале. Зараз наш куфар раскажа, што можна пабачыць на гэтай выставе. З даўніх часоў і па цяперашні час жыхары Брэста займаліся рознымі рамёствамі. У нашым куфары ляжаць вырабы гэтых рамёстваў. Прапаную пагуляць у гульню «Кірмаш».
Выхавальнік змяшчае на сталы карцінкі з вырабамі з саломы, гліны, тканіны.
Гульня «Кірмаш»
В. Вы – прадаўцы, а я – пакупнік. На першым стале прадаюцца вырабы з саломы, на другім – з гліны, а на трэцім – ткацкія вырабы. Калі ласка, вазьміце з куфара кожны па аднаму вырабу і падыдзіціце да адпаведных сталоў. Пачынаем наш кірмаш.
Вось беларускі наш кірмаш
Сабраў усіх сяброў.
Прыехаць кожны сюды рад
З далёкіх вугалкоў.
З’яўляюцца Скамарохі (дзеці.)
Скамарох 1. Запрашаем!На кірмаш!
На цудоўны наш кірмаш!
Скамарох 2. Вясёлы кірмаш пачынаем,
Да сябе гасцей запрашаем!
Пакупнікі (выхавальнік і Скамарохі) падыходзяць да кожнага стала. Дзеці (прадаўцы) расказваюць пра выраб, які яны выбралі з куфара, і такім чынам, «прадаюць» яго. (Напрыклад, гэта кубак. Зроблены ён з гліны. Кубкі з гліны майстравалі ганчары раней і цяпер. З яго можна піць ваду, квас, малако.)
В. Весела і цікава на цудоўным кірмашы. Дзякуй вам за вясёлую гульню. Але ж на кірмашы не толькі розныя рэчы прадаюць, але танцуюць і ў гульні гуляюць.
Скамарохі. Мы таксама ведаем беларускую гульню «Капялюш». Дзеці, ставайце ў кола.
Гульня «Капялюш»
Лепш не кратай, лепш не руш
Мой дзіравы капялюш.
Падабаецца – надзень,
Але толькі на дзень.
Раз надзень, два надзень,
Куды хочаш, туды дзень!
В.Вітка
Дзеці перадаюць капялюш. Той, у каго ён застаўся на апошнія словы верша, выходзіць у сярэдзіну кола і выконвае танцавальныя рухі пад беларускую народную музыку.
Выхавальнік запрашае дзяцей падыйсці да экрана.
В. Зараз я пазнаёмлю вас яшчэ з адным відам рамяства, якім займаліся раней і займаюцца цяпер – гэта бондарства. Так называецца рамяство па вырабу ёмістасцей і посуду з драўляных клёпак.
На экране – слайд з выявай бондара за працай.
В. Як называецца гэта рамяство? (Адказы дзяцей.) Як называецца майстар, які робіць ёмістасці і посуд з драўляных клёпак ? (Адказы дзяцей.) Так, дзеці, гэта – бондар. Я вас пазнаёмлю з некаторымі вырабамі гэтага майстра. Паглядзіце на экран.
На экране – слайд з выявай ёмістасцей і посуду з драўляных клёпак.
В. Прапаную інтэрактыўную гульню «Якога майстра вырабы?». Паглядзіце на карцінку ў цэнтры экрана. Якія вырабы вы бачыце? Якога майстра вырабы? Дзе размешчана карцінка?
Інтэрактыўная гульня «Якога майстра вырабы?»
Гімнастыка для вачэй
В. Вось і скончылася наша невялікае падарожжа з куфарам. Што для вас было найбольш цікавым? Што вам запомнілася? Што новага вы пачулі? Чый расказ вам найбольш спадабаўся? Як называецца майстар, які стварае вырабы з драўляных клёпак? Назавіце вырабы бондара. (Адказы дзяцей.)
В. Сёння мы з куфарам развітваемся, але ён яшчэ не раз запросіць вас да сябе ў госці і раскажа шмат чаго цікавага.
ЛІТАРАТУРА:
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № Об утверждении учебной программы дошкольного образования.
- Грачыхіна, В. Музей у куфэрачку / В. Грачыхіна // Пралеска. – 2019. – № 6. – С.44 – 46.
- Дзіцячы атлас: зборнік матэріалаў/ аўтары тэкста, склад.: А.І.Кузаўка, А.А.Мартынюк (і інш.). – Брэст.: АТТ Брэсцкая друкарня. 2019. – 60 с.
- Старжынская, Н. С. Развіццё беларускага маўлення дашкольнікаў ад 4 да 7 гадоў: вучэб.- метад. дапаможнік для педагогаў устаноў дашкольнай адукацыі з рус. мовай навучання / Н.С. Старжынская, Д. М. Дубініна. – Мінск: Нац. ін-т. адукацыі, 2016.
"Эта птица на крыше гнездится". Занятие для воспитанников средней группы (от 4 до 5 лет).
ЕКАТЕРИНА ЛЕОНИДОВНА КОСОВЕЦ
воспитатель дошкольного образования
первой квалификационной категории
ГУДО «Детскій сад №82 г. Бреста»
«ЭТА ПТИЦА НА КРЫШЕ ГНЕЗДИТСЯ»
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)
Программное содержание: формировать у детей представление об аисте: внешнем виде, оперении, питании; развивать умение у детей группировать птиц на зимних и перелетных; закрепить конструктивные способности, складывать форму по пунктирной линии; воспитывать любовь и гуманное отношение к птицам.
Материалы и оборудование: мнемотаблица «Расскажи-ка, птицы», наглядная фигура «Аист», аудиозапись с голосами птиц, магнитная доска, готовые шаблоны из бумаги аиста, наглядные картинки с изображениями птиц, макет кормушки и облака, изготовленное из веток птичье гнездо, медальоны.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по заданной теме, заучивание стихотворений о природе, беседы о птицах, словарная работа - пернатые, перелетные, зимующие.
Ход занятия
Воспитатель (В.) Ребята, я предлагаю вам стать в круг радости, и поприветствовать другу друга. Собрались все дети в круг- Я твой друг и ты мой друг Дружно за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
Так давайте ребята сохраним такое хорошее настроение до конца занятия.
В. Ребята, как называется время года, когда на деревьях появляются в начале почки, затем зеленые листочки, прилетают скворцы, ласточки и грачи?
Дети (Д.) Весна.
В. А, что еще происходит весной в природе?
Д. Ночь становится короче, а день длиннее, солнце больше греет, некоторые животные пробуждаются от зимней спячки, и вылазят из нор.
В. Ребята, послушайте звуки весны. Аудиозапись «Голоса птиц».
В. Чьи голоса вы слышите?
Д. Птиц.
В. Каких птиц вы слышали голоса?
Д. Кукушки, соловья, ласточки
В. А как называется птица, у которой пение необычное, звучит как клюкотание?
Д. Аист.
В. К вам сегодня в гости прилетит аист.
В. Давайте познакомимся с ним. Я расскажу вам об аисте.
Аист-это белая птица с черным оперением на больших крыльях. У аиста длинная шея, длинный тонкий клюв и длинные ноги. Хвост у птицы короткий. Питается аист лягушками, рыбой, мышами и насекомыми. Между собой птицы общаются, пощелкивая клювом. Весной аисты возвращаются из теплых мест, строят свое жилье вблизи жилья человека.
Вопросы детям:
как называется птица, которая прилетает весной?
чем питается аист?
как общаются между собой аисты?
В. Мы сейчас с вами превратимся в аистов и пойдем с вами погуляем.
Физкультминутка «Аист»
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
-Топай правою ногой,
-Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
Спина прямая, руки на поясе. Дети медленно поднимают и опускают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. На последнюю строку подпрыгивают на двух ногах, хлопая в ладоши.
В. Ребята, вы же аисты, покажите, что умеете делать.
Игра «Я умею»
У кого из детей в руках аист, должен сказать, что он умеет делать, после чего передавать птицу соседу.
Упражнение «Скажи наоборот»
Аист большой, а соловей?
У аиста длинная шея, а у кукушки?
Аист белый, а грач? У соловья серая грудка, а у ласточки?
Кукушка сидит высоко, а ласточка?
В. Аисту очень понравилось с вами играть. Подходите все ближе к столу и продолжим игры.
Дидактическая игра «Зимующая и перелетная птица?»
На столе находятся фигурки птиц. Дети выбирают по одной и раскладывают либо на кормушку, либо на облако. В зависимости оттого куда положил ребенок ту либо иную птицу, задаю вопросы:
-Саша, почему ты туда посадил свою птицу?
-Лева, а ты куда посадил свою птицу, и почему?
В. Ребята, вы же знаете, что Аист птица, которая несет счастье и благополучие в каждый дом и семью. Предлагаю и вам создать своими руками такую птицу. Подходите ко мне поближе, и я расскажу, как делать ее.
В. Лист с шаблоном сгибаем пополам по пунктирным линиям, проглаживаем линию сгиба. Затем сгибаем крылья по пунктирным линиям. Аист готов!
В. Пусть летят наши аисты к людям и несут им добро, счастье.
А, я вас прошу:
Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых,
Это все дары природы
Не губите, дети, их.
Не ломайте гнезд напрасно.
Не губите муравьев.
Ведь природа так прекрасна
Каждый подтвердить готов.
В. И чтоб вы всегда помнили, что природу: цветы, деревья, птиц, муравьев и кузнечиков, надо беречь.
В. В память о нашей встрече, Аист приготовил для вас подарки - медальоны.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № Об утверждении учебной программы дошкольного образования.
2. Журнал «Пралеска» №6, 2019, с.21-23.
3. Читаем детям: хрестоматия: пособие для педагогов учреждений дошк. образования: в 3 т. / сост.: А.И. Саченко, Л.А. Смаль. — Минск: Экоперспектива, 2015. - Т. 2: От 3 до 5 лет. - 415 с.
"Брест такой один". Занятие по образовательной области "Музыкальное искусство" для воспитанников старшей группы (от 5 до 7 лет)
НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВНА БАШЛЫКОВА,
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
ГУДО «Детский сад №82 г. Бреста»
«БРЕСТ ТАКОЙ ОДИН!»
ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ«МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Программные задачи: формировать представления о музыкальной терминологии (мелодия, аккомпанемент, а капелла); развивать умения различать и называть характер музыкального произведения (напевный, ласковый, спокойный); интонационно и дикционно чисто, выразительно естественно петь (соло, хором); закреплять умения исполнять парный танец легко, пружинисто; называть музыкальные инструменты симфонического оркестра; воспитывать желание активно проявлять себя в музыкально-исполнительской и творческой деятельности; чувство любви к родному городу, эмоционально положительное отношение к природе родного края.
Материал и оборудование: мультимедийная презентация «Брест», пособия к игре «Карусель» (ленточки на обруче), пособие к игре «Музыкальные инструменты» (набор карточек), аудиозаписи песни «Мой родны кут» (муз. И. Лученка, сл. Я. Коласа), в исполнении ансамблей «Песняры» и «Чистый голос», CD-диск сборника материалов «Дзіцячы атлас».
Предварительная работа: разучивание попевки «Лесенка» Е. Тиличеевой; «Песни про город» (муз. О. Конопелько, сл. С. Русских); «Прывiтальная» (бел. нар. песня); «Самая любимая Родина моя» (муз. и сл. Т. Бокач); слушание песни «Мой родны кут» (муз. И. Лученка, сл. Я. Коласа); разучивание «Парного танца» (карел.нар. мел.).
Ход занятия
Дети под спокойную музыку входят в зал, становятся врассыпную
Музыкальный руководитель (М.р.) Поёт: Здравствуйте, ребята.
Дети (Д.) Поют: Здравствуйте!
Воспитатель дошкольного образования (В.). Сейчас поприветствуем друг друга песней.
Песня «Прывiтальная»
(бел. нар. песня)
В. Ребята, посмотрите вокруг. Что необычного вы увидели в музыкальном зале?
Выставка поделок к 1000-летию города Бреста. Педагог предлагает подойти к выставке поделок, рассмотреть их и полюбоваться.
В. Мы видим много поделок, которые напоминают нам о городе Бресте, его достопримечательностях и памятных местах, природе города.
М.р. Сегодня музыкальное занятие будет посвящено городу Бресту. Внимание на экран.
На экране – слайд с изображением глобуса.
М. р. Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
Л. Осипова
В. Ребята, что мы называем Родиной? (Ответы детей.) Вы сказали, что Родина – это ваша семья, дом, детский сад и это наш Брест.
М.р. В Бресте есть много достопримечательностей. Я приглашаю вас прогуляться по нашему красивому городу и познакомиться с его достопримечательностями. Поможет нам в этом музыка.
Ритмическая игра «Мы по городу идём»
Дети называют объект, появившийся на экране из серии «Мой город Брест». Игра повторяется 2-3 раза.
На экране – слайд с изображением Брестской крепости.
М. р. Ребята, что вы видите на экране? (Ответы детей.) Это Брестская крепость-герой. Думаю, вы не раз бывали там со своими родителями. Брестская крепость – это главная достопримечательность нашего города, о которой знают во всем мире.
В. Ребята, а что вы знаете о Брестской крепости? (Ответы детей.) Брестская крепость первая приняла на себя удар в Великой Отечественной войне. Благодаря героизму защитников Брестской крепости, мужеству жителей нашего города, сегодня мы живём в мирной и красивой Беларуси, воспетой в стихах и песнях.
М.р. Ребята, предлагаю вам послушать одну из песен, в которой каждое слово, каждый звук пронизаны любовью к родному краю. Вы знаете, что одна и та же песня может звучать по-разному? Послушаем фрагмент песни «Мой родны кут» композитора И. Лученка на стихи белорусского поэта Я. Колас, в двух исполнениях.
На экране – слайд с изображением портретов композитора И. Лученка и поэта Я. Коласа.
Слушание песни «Мой родны кут» (в исполнении ансамблей «Песняры» и «Чистый голос»)
М.р. Ребята, сколько певцов исполняют песню в первом варианте? (Ответы детей.) Такое исполнение песни называется соло. Сколько исполнителей песни во втором варианте? (Ответы детей.) Такое исполнение называется хором. Песня, исполненная без музыкального сопровождения, – это пение а капелла.
Молодцы, ребята, вы правильно нашли отличия в исполнении одной и той же песни. Вы хотели бы так научиться петь и играть на разных музыкальных инструментах? (Ответы детей.) Где можно этому научиться? (Ответы детей.)
М.р. Предлагаю продолжить нашу прогулку и посетить музыкальную школу.
Ритмическая игра «Мы по городу идём» (Шагают на месте.)
М.р. Мы «подошли» к Брестской музыкальной школе, которая расположена на ул. Ленина. Это центральная улица города. В музыкальной школе учат играть на разных музыкальных инструментах. Давайте на минутку «заглянем» на музыкальный урок.
На экране – слайд с изображением здания музыкальной школы.
Звучит музыкальный фон из разных музыкальных инструментов.
М. р. Прислушайтесь, как много разных звуков! Как вы думаете, что это за звуки? (Ответы детей.) Так звучат музыкальные инструменты, на которых играют ученики. Назовите, какие музыкальные инструменты вы услышали? (Скрипка, дудочка, цымбалы, барабан и др.)
На экране – слайд с изображением детей, играющих на музыкальных инструментах.
М.р. Угадайте, на каком инструменте сейчас играют музыканты? Тот, из вас кто первый отгадает инструмент, пусть найдет его изображение на картинке и выложит на мольберт.
Игра «Угадай музыкальный инструмент»
М.р. В музыкальной школе учат не только играть на музыкальных инструментах, но правильно и чисто петь. В этом помогают специальные упражнения. Попробуем одно из таких упражнений выполнить сейчас.
Попевка «Лесенка» ( муз. Е. Тиличеевой)
Дети поют попевку разными способами исполнения: легато, стакатто; громко и тихо.
М.р. Ребята, вы хорошо пели. Думаю, что в будущем многие из вас станут учениками этой гостеприимной музыкальной школы. Продолжаем нашу прогулку по Бресту, который отметил свой 1000-летний юбилей. Мы подошли к памятнику 1000-летию Бреста, который находится в старой части города, на пересечении улиц Гоголя и Советской.
На экране – слайд с изображением памятника Тысячелетию Бреста.
М.р. Я предлагаю вам исполнить всем вместе песню «Про город». Как называется такое исполнение песни? (Хоровое.) Настоящий хор никогда не поет сидя. Исполним эту песню, как исполняет настоящий хор.
Обратить внимание на правильную певческую установку.
Песня «Про город»
(слова С. Русских, музыка О. Конопелько)
М.р. Песни также исполняются и одним человеком. Как называется такое, исполнение? (Ответы детей.) Исполним песню о Родине с солистом.
Песня «Самая любимая Родина моя»
(слова и музыка Т. Бокач)
М.р. Нежное, ласковое, звонкое пение помогло нам, ребята, оказаться в городском парке.
На экране – слайд с изображением Парка культуры и отдыха.
М.р. Мы «находимся» в парке культуры и отдыха, который расположен в центре города, на улице Ленина. В парке часто проходят концерты танцевальных коллективов. Представьте себя танцорами и станцуйте.
Парный танец
(карел. нар. мел.)
М.р. Ребята, в парке на праздники иногда украшают деревья ленточками, предлагаю нам украсить дерево ленточками и рассказать о нашей прогулке.
Дети вешают ленточки на стилизованное дерево и отвечают на вопросы.
Что сегодня было для вас интересным? Какие достопримечательности Бреста вы посетили? С чем вы познакомились впервые? Какое музыкальное произведение о Бресте вы исполняли? Как называется исполнение одним певцом? (Ответы детей.)
М.р. Наша прогулка подошла к концу. В Бресте есть много культурных и общественных мест, куда я хотела бы вас пригласить в следующий раз: кукольный и драматический театры, музеи, Зимний сад.
Музыкальное прощание
Дети поют и прощаются с музыкальным руководителем.
ЛИТЕРАТУРА:
- Даўгалёў, Д. М. Добры дзень, садок дзіцячы! Песні для дзяцей ад 5 да 7 гадоў: дапам. для педагогаў устаноў дашк. адукацыі / Д. М. Даўгалёў. У. Г. Пецюкевіч. – Мінск: Пачатковая школа. 2016.– 55 с.
- Дзіцячы атлас: зборнік матэріалаў / аўтары тэкста, склад.: А.І.Кузаўка, А.А.Мартынюк (і інш.). – Брэст.: АТТ Брэсцкая друкарня. 2019. – 60 с.
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № Об утверждении учебной программы дошкольного образования.
- Хрэнкова, В. Ёсць горад, ён такі адзін – завецца Магілёвам… / В. Хрэнкова // Пралеска. – 2019. – № 6. – С.56 – 58.